М.Лермонтов Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова
(1787—1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795—1817), урожденной
Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А.
Арсеньевой (1773—1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был
неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий.
После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в
имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил
столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и
немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды на
Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских
народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы
Кавказа, приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву,
а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского
университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к
литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую
поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества
Лермонтова. В 1828—1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник",
"Олег", "Два брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын
вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы —
герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий
его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех",
преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как
страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был
преобразован в гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и
проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же
году после сдачи экзаменов зачислен на нравственно-политическое
отделение Московского университета. К этому времени относится первое
сильное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812—1868), с
которой он познакомился у своей приятельницы А. М. Верещагиной. С
Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К Сушковой", "Нищий", "Стансы"
("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь", "Подражание Байрону" ("У
ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное,
хотя и кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813—1875), дочери
драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830—1832) идет формирование
личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом
попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр "отрывка" —
лирического размышления, в центре которого определенный момент
непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения
1830—1831 содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в
прямом смысле Лермонтова редка; социально-политическая проблематика,
как правило, выступает у него в системе философских и психологических
размышлений. Это особенно заметно в лермонтовской лирике начала 1830-х
гг. Московский университет жил философскими и политическими интересами,
в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича,
А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет
сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух
политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции
(изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него
выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных
европейским революциям 1830—1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10
июля. (1830)"], событиям Великой французской революции ("Из Андрея
Шенье", 1830—1831) и эпохе пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так
подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова —
романа "Вадим" (1832—1834) с широкой панорамой крестьянского восстания
1774—1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период
была В. А. Лопухина (1815—1851), в замужестве Бахметева, сестра
товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось
самым сильным и продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом
как в ранних стихах ["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...",
1831), "Она не гордой красотою...", 1832, и другие], так и в поздних
произведениях: "Валерик", посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее
проходит в стихотворении "Нет, не тебя так пылко я люблю", в "Княгине
Литовской" (Вера).В 1830—1831 раннее лирическое творчество поэта
достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов
обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" — "Отворите мне
темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это
время определяются как бы две тематические группы: одна тяготеет к
средневековой русской истории ("Последний сын вольности", 1831;
"Литвинка", 1832), другая — к экзотическим кавказским темам
("Измаил-Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833—1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в
Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете;
однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не
начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать
военное поприще; в ноябре 1832 сдает экзамены в Школу гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в
военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти
не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы в грубо
натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских поэмах —
"Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" — все 1834). Она
оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии
Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи
Абрек" — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись
была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру
первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин
Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве
Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И. И. Козловым и близкими к
формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским и А. А. Краевским.
В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен; опубликован в 1882)
Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию,
предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов
работает над "Маскарадом" (1835—1836), первым произведением, которое он
считал достойным обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру
и дважды переделывал; драма, однако, была запрещена.
В период
1836—1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835—1836), первую
оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать
исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами
боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838).
Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино",
отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — "микро-эпос" о
народной войне 1812.
В 1835—1836 Лермонтов еще не входит в
ближайший пушкинский круг; с Пушкиным он также незнаком. Тем более
принципиальный характер получает его стихотворение "Смерть Поэта"
(1837; опубликовано 1858), написанное сразу же по получении известия о
гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован; началось
политическое дело о "непозволительных стихах". Под арестом Лермонтов
пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты, печальный мой
сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной
лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба — 1840) и другие.
В
феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова
прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он
выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения
(в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске; по пути следования в полк он
"изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в
Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за
плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов...", в ноябре
был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную сказку об Ашик-Керибе
("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной речи и психологию
"турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в "Дарах Терека",
"Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и Ставрополе он
встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону,
Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне
Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М.
Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И.
Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и
позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с
детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины
маслом, рисунки — пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была
сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был
отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в
Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший
в Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в
Петербург. 1838—1841 — годы его литературной славы. Он сразу же
попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским,
П. А. Вяземским, П. А. Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе
Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал
"Тучи". В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные
прижизненные сборники "Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений,
около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений.
Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838—1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" — аристократическое
общество молодежи, частью из военной среды, объединенное законами
корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала.
Однако основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны
пушкинским; ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика
"гармонической точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским
кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и
Плетнёв далеко не все принимают в его творчестве. Столь же "выборочно"
принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со
своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих
славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял с ними личные
связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но остался
холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом "Отечественные записки".
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В
феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло
столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом;
непосредственным поводом было светское соперничество — предпочтение,
отданное Лермонтову кн. М. А. Щербатовой, которой был заинтересован
Барант и в 1839—1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные
рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18
февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не
менее был предан военному суду; под арестом его навещают друзья и
литературные знакомые. Под арестом состоялось новое объяснение
Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан
приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию
на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру
командующего войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле
уже участвует в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р.
Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск,
Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за
храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в
столице 3 месяца окруженный вниманием; он полон творческих планов,
рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Его
интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на
Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем
"восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не
получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает
в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на
минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон",
"Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок",
"Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
В
Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в
пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова.
Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке,
Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит
наповал. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах.